О ПРОЕКТЕ

 

НАЗВАНИЕ

Да, "Кисельные Берега". Мало кому нравится: так я понимаю, что название правильное. "Дим, может как-нибудь по-другому? Что за детский сад?" Омские группы моей молодости назывались по-английски, что меня дико бесило. Вообще, даже англоязычные тексты бесили, названия альбомов. Выходит на сцену группа подражателей поиграть в "тех дядек". Да будьте вы собой! Я сам вырос исключительно на английской музыке, но должна же быть какая-то локализация мирового наследия под родной менталитет. Во-первых, люди не понимают, насколько смешно звучит славянский акцент, тем более - насколько тупы речевые обороты в их текстах с точки зрения нативного носителя (у меня мама филолог). Во-вторых, аудитория в основном сибирская: вы общаетесь на родном языке, шутите в гримерке, даже песни на сцене объявляете по-русски, рассказываете, о чем они. И тут бац! Английский текст. А главное - всегда идет на ура. Объяснение элементарное: когда пьяненькому омичу объяснили, что песня будет про черепа, зачем ему слушать текст? Вокалист качает - и зашибись. Это нелепо на мой взгляд. Так девочки из младших классов фонетически воспроизводят иностранный хит, не представляя даже близко, о чем поется. В-третьих, на русском сложно сочинять "не поэтам", коих большинство, а еще сложнее полно и ёмко уместить историю в паре куплетов, не перейдя при этом на речетатив, ведь наш язык совсем не певучий. И так далее.

Почему всё-таки "Кисельные?". Когда я был ребенком, то часто замечал, что иногда музыка звучит "кисельно". Позже выяснилось, что я так реагировал на безладовый бас. Его вязкость и недискретность порождала в детском мозгу ассоциации с тягучим напитком. Безлад я купил через лет двадцать. Он далеко не во всех треках: обычные ладовые струнные я тоже полюбил. 

Почему "Берега"? Да книжка в детстве была, до сих пор волосы на руках встают от картинок. "Гуси-Лебеди". Таинственный лес, побег девочки с маленьким братцем от колдуньи, и прочие сказки, которые мне так эмоционально читала мама, предопределили мою бессознательную тягу к психоделии и разнообразнейшему арту. И всякий раз когда пиво-рокеры смеялись над моими вкусами, то я никогда не злился. Видел в них детей, в чьих головах родители вовремя не развили глубину воображения - наверное, были заняты, что мало читали сказки. Каждому своё.

Что касается наивности названия. В целом полностью соответствует основной проблематике моих песен. Кисельные Берега - это то самое утерянное место. Если в двух словах, то в детстве я хоронил птенцов, падавших с крыш. Сочувствовал и людям открыто. Однажды утром мы с другом обнаружили в нашем шалаше бомжа. Сбегали домой за едой и накормили его. Сейчас же если возле метро я увижу тело - и близко не подойду: открытая форма туберкулеза, вы что. И детей отругаю. Но вы меня понимаете? Я про то светлое восприятие мира, множество желаний и замыслов, счастливое предвкушение событий, словом - радость. Эта наивность заложена природой в начале человеческого пути. С взрослением появляется многое другое, но отчуждение неизменно берет верх. Безусловно, загадка сия давно разгадана нейрофизиологами, психологами и другими учеными. Да и простой человек все может объяснить, что тут объяснять. Чтобы продолжить традицию и читать своим детям сказки, нужно пройти тот самый путь вдоль Кисельных Берегов. Побегать и от лебедей, и от колдуний. И главное - от себя. 

 

ЧТО В ТЕЛЕГЕ И ПОЧЕМУ ТАК СКУЧНО

Чувак! Я не слушаю своих альбомов. Мне самому скучно. Скажем, еду я по трассе - это будут пёплы и другие разнообразные флойды. Во время пробежек - AC/DC, и так далее. Но чувак! Та Вселенная занята, она заморожена для творчества, там больше нельзя творить что либо новое: оно просто растечется по контурам золотого наследия.

Сделать что-то новое именно в музыкальном плане тебе не дадут джазмены и фьюжн-ребята. Тембральные и стилистические поиски по большому счету завершены и приобретают все более эклектический характер. На эпатаже выезжать дешево и несерьезно: сработает только на детях, пусть лучше учатся. И вот тут приходит гениальная простая мысль писать от имени своего мироощущения, о своих настоящих переживаниях, мыслях, опыте. Если ты простой Вася, а не Йан Гиллан, то ты ничем не хуже. Пиши как есть, о себе, от себя. Не надо ни под кого косить. Если я захочу полушать Гиллана, то послушаю его. Хватит играть уже эти кавера, самим вам сказать нечего? Хватит затачивать гитары под чей-то звук, вокал под чей-то голос. Не надо вот этих пафосных фотографий с надменными лицами под мостом в шмотках, которые не соответствуют внутренней сути. Ну неинтересно уже - современного интеллектуального человека этим не возьмешь. Зато как я каждый раз радуюсь, когда откапываю очередного неизвестного лабуха, который творит от себя - пусть его имя не на слуху, но материал настоящий! Пусть он даже вторичен в плане музыки, это может отойти на второй план, если присутствует честность, вот эта неподдельность, неповторимость внутреннего мира каждого человека. Через музыку ведь можно буквально войти в шкуру параллельно живущего рядом сопланетника, взглянуть на мир его глазами. А этo каждый раз новая Вселенная. 

Первые два альбома я сочинял именно так. Просто выложил все что на душе. Третий и четвертый идут в том же ключе, но там я уже стараюсь привнести также и музыкальные находки, чтобы читалось более увлекательно.

Я знаю, как сочиняли песни Битлы - изучал, смотрел фильмы и слушал репетиции. Очень часто это были вымышленные истории, возникающие в голове при напевании некого мелодичного мотива. Основа приходила фонетически из-за певучести их языка. А остальное уже дописывалось по смыслу. Уверен, что это самый что ни на есть гармоничный подход. Но в нашем языке все сложнее. Когда-нибудь так попробую и я, на русском.

  

СТИЛИСТИКА

Пусть будет поп-авангард. Экспериментал (редко сочиняю партии заранее, в основном пишу сразу). Артрок кое-где. Эмбиент - бывает. Прогрессив - буду стараться. Психоделия - проскакивает. Ну и все-таки грёбаный блюз-рок, его много, признаю, есть такой грех.

Вообще, меня раздражает отсутствие узкой стилистики проекта, ибо сам в направлениях шарю неплохо. Но глядя на извилистые дорожки Peter Gabriel или David Bowie, немного успокаиваюсь. А как слушатель я всеяден. Многие удивляются, когда встречают меня в фан-зоне на Korn или Limp Bizkit. Я программировал электронщину, играл панк и блэк (поугарать), даже читал рэп (друзья попросили). Вслушивался в шансон (принудительно - пять лет в омских маршрутках). Так что стиль это не про меня. Чтобы воспринимать ту или иную "подмузыку", нужно просто настроить приемник в голове на правильную частоту. Подставить нужную грань. Только не слушайте много Merzbow.

  

ГОРОД

Санкт-Петербург с 2011 года. Раньше - Омск. Фархад Саидмуратов ныне гражданин США (Сиэттл). Звукорежиссер Андрей Иваненко - оренбуржец.

 

ИСТОРИЯ

    2008 год, город Омск. Я с детства был искушенным аудиофилом с огромным стажем, но играть мне учиться было лень. Сяду разве что вечерком на диван, подберу на слух какую-нибудь солягу Гилмора. Заодно и свои опусы на магнитофон запишу. Жаль, что в студенческие времена у меня появились проблемы со здоровьем, плюс обучение на математическом факультете ОмГУ меня просто добивало - я по природе не технарь. Однако стояла цель получить серьезную специальность, что тут поделать - терпел и лишь изредка подёргивал дома за струнки, записывал демо для себя. Впервые слабать живьем что-нибудь свое мне захотелось, когда я получил диплом и устроился на оплачиваемую работу.

    По чудесному совпадению Фара уже полгода работал в фирме, куда я как раз устраивался. Слушая и обсуждая музыку каждый день, мы стали посещать репбазы города и искать ритм-секцию. Однако за два года это ни к чему не привело: в то время в городе главенствовали нойзеры, корщики и мазафакеры (причём, вполне себе неплохие), и двигаться в какие-то там замуты мало кому было интересно. Спасибо тем немногим барабанщикам и басистам, что изъявляли желание с нами поиграть. Ну и пришлось мне в итоге записывать основу для песен в одиночку, в квартире.

    Не имея представления о звукозаписи, я потерял уйму времени, чтобы состряпать альбом в домашних условиях. Слава Высшим: внезапное знакомство с профессиональными звукорежиссёрами Евгением Шмидтом и Сергеем Усовым привело к тому, что корявые исходники были обработаны в лучшей студии Омска. Так в августе 2010-го появились на свет "Молочные Озёра". Фархад, помимо роли клавишника, стал соавтором трёх песен на альбоме. В качестве исполнителей отдельных партий выступило несколько друзей.

    В сентябре 2010 года я случайно покинул свой любимый город и обосновался в Санкт-Петербурге. Начав работу над вторым релизом по тому же принципу ("сделай сам"), я увяз в решении квартирных, семейных и бытовых вопросов: переходил с одной работы на другую, менял съемное жилье, параллельно пробуя себя в создании видео (клип "Комета"). Альбом, посвященный городу Омску, сформировался в фоне, по капле, как сталагмит. Какой-никакой - в 2015 году вышел. Фара в Омске тоже не сидел: переехал жить в Сиэттл (США). Однако, это не помешало ему стать соавтором и исполнителем партий на втором альбоме, как и всем остальным удаленным участникам.

  На текущий момент проект плавным киселём переливается от записи третьего и четвертого альбомов к живому составу. Помогите мне в этом, ведь я построил студию и созываю музыкантов в Санкт-Петербурге!